Открытие выставки «Тайна варяжской гостьи» прошло в обрамлении других немаловажных событий. Таких как 51-й археологический семинар, выход научного сборника памяти Валентина Седова, полуторачасовая беседа губернатора с заслуженным деятелем науки России Анатолием Кирпичниковым и день рождения Елены Яковлевой, автора уникального открытия.
До открытия экспозиции журналистов собрали в отдельном зале на пресс-конференцию. В течение часа знаменитые российские археологи, доктора исторических наук, профессора из Пскова, Москвы и Санкт-Петербурга Инга Лабутина, Александр Хорошев, Сергей Белецкий рассказывали о роли археологии в развитии исторических знаний, об особенностях псковской археологической школы и уникальности местного культурного слоя.
Слушали их внимательно, но вопросов задавали мало. Нашей братии, безусловно, было интересно узнавать подробности о находке и приятно слышать восторженные отзывы о мастерстве псковских археологов и реставраторов, но больно уж хотелось поскорее спуститься вниз и увидеть все своими глазами.
Оно того стоило. Пожалуй, впервые псковский археологический материал с одного раскопа был представлен так ярко и наглядно. В зале Приказной палаты будет интересно и школьникам, и профессорам. Для первых поставили раскрашенные фигуры из пенопласта, изображающие псковичей Х века и кукольную погребальную камеру (звучит страшнее, чем выглядит). Для вторых воспроизведен участок раскопа (с костями), где отмечены места каждой находки с соответствующим комментарием.
Фото: Евгений Клюев
Для тех, кому ни куклы, ни кости не интересны, стоят стеклянные витрины с отреставрированными находками. Это серебряные монеты, бусы, впечатляющего размера фибулы и, конечно же, огромный медный таз для умывания – единственная такая находка в России. Есть гипсовый бюст женщины, это пластическая реконструкция облика погребенной.
Выставка – хороший пример современного музейного мастерства: как из ничего сделать многое. Вместо сухого научного изложения, характерного для музеев советского времени, получилось целое представление (специально для открытия сотрудницу музея нарядили в реконструированный костюм Х века с копиями найденных украшений).
Фото: Евгений Клюев
В общем, все были в восхищении – и гости, и музейщики, и журналисты. Сергей Белецкий, преподающий в Петербурге музейное дело, заявил, что выставка даст ему лекционного материала на месяц вперед. Под конец мероприятия незаметно подошел консул Швеции в Санкт-Петербурге Стефан Эрикссон и тоже восхищался.
Теперь о скандинавке известно довольно много. Она умерла в возрасте 25-35 лет (для Х века – это примерно средний возраст), совершенно точно принадлежала к высшим слоям общества. Судя по находкам, она самостоятельно вела хозяйство, значит, была достаточно независима.
Очень велика вероятность того, что она была лично знакома с княгиней Ольгой и ее семьей и, возможно, даже входила в число лиц, сопровождавших княгиню в Константинополь. На это указывают найденные в погребении серебряные монеты (милиарисии) – такие дарил византийский император Константин VII посольству Ольги в 957 г. Псковская «Варяжская гостья» - одна из первых христианок Древней Руси.
Но неразгаданных тайн еще много. Ученым предстоит выяснить, почему женщина была погребена в стороне от тогдашнего Пскова, почему одновременно с псковским некрополем (обнаруженным на раскопках 1980-90-х гг.) действовал еще один, на месте современной улицы Советской. Археологи предполагают, что это было связано с пролеганием торговых путей, которые, возможно, находились под контролем отдельного скандинавского поселения.
Фото: Евгений Клюев
К сожалению, самый интересный вопрос, скорее всего, останется без ответа. Кто она, эта женщина – явно не рядовая жительница Древней Руси? Её имя – по-прежнему тайна, письменные источники не дают никаких зацепок, чтобы хотя бы выдвигать версии.
Познакомиться с загадочной незнакомкой можно в течение всей весны.